Для ТЕБЯ - христианская газета

Хеппининг в океане грез
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Хеппининг в океане грез




1. ХЕППЕНИНГ В ОКЕАНЕ ГРЁЗ или ПОСЛЕДНИЙ РЕЙС ТИТАНИКА
____________________________________________________________



Постмодерн – не такое уж новое явление в мировой культуре. Первые упоминания о постмодернизме мы можем отнести к началу прошлого века в разгар мировой войны, когда ультралевые направления в культуре и искусстве уже не справлялись с ролью активных игроков на распаханном взрывами и изрезанном рвами и траншеями поле. Доминирующий в этот период экспрессионизм так и не обрел точку опоры чтобы «перевернуть мир», – мир был перевернут и без его участия громыхающими изделиями заводов Круппа. Но откровенно игровой, внесистемный характер постмодерн приобрел значительно позже.

Постмодернизм в любых его проявлениях – это детище буржуазной культуры, тяготеющей к потреблению и превратившей сами предметы потребления в фетиш, икону и «правила игры».
Еще до провозглашения постмодерна парадигмой постиндустриальной эпохи, авангард, захлебываясь в собственных нечистотах или размахивающий знаменами свободы порождал то сверхтрадиционные сентенции гиперреализма – от выгребной ямы до сентиментальной чопорности будуара, то колесницы поп-арта, грохочущие обломками ломовых телег и пугающие мертвенной бледностью резиновых манекенов.
Любые попытки отрицания постмодерна как в литературе и искусстве, так и в повседневной жизни Запада, а вместе с ним и России второй половины ХХ века необъективны, бессмысленны и вредны. Все мало-мальски нетрадиционное –
и надсадный баритон Высоцкого, и «отважные герои маленького роста» Окуджавы, вызывающий музыкальный дискурс Ф.Синатры или саркастическая усмешка К.Воннегута, так или иначе, – это мир постмодерна в его еще доклассическом проявлении.
Еще в начале прошлого века выдающимся Мастером игры был Б. Пастернак:

Он свел ее с их губ и лацканов,
С их блюдечек и физиономий,
Но, сделав их на миг мулатскими,
Не сделал ни на миг знакомей.
____________________
«Два письма»

«О, мальчик мой, и ты, как все, забудешь
И возмужавши, назовешь мечтой
Те дни, когда еще ты верил в чудищ?
О, помни их, без них любовь ничто.
О, если б мне на память их оставить!
Без них мы прах, без них равны нулю.
Но я люблю, как ты, и я сама ведь
Их нынешнею ночью утоплю…

– Шепчу? – Нет, нет. – С ликером, и покрепче.
Шепчу не я, – вишневки чернота.
Карениной, – так той дорожный сцепщик
В бреду под чепчик что-то бормотал»...
_____________________
«Спекторский»

Можно бредить березками и кленами С.Есенина и Россией с молочными реками, кисельными берегами и говорящими медведями, но и Есенин, порой, выстраивал такое «нагромождение картин и образов», что словесная дискурсия превращалась в театральную декорацию, в пугающую и зримую реальность:

«Изба-старуха челюстью порога
жует пахучий мякиш тишины».

[…] Возникший как антитеза модернизму, открытому для понимания лишь немногим, постмодернизм, облекая всё в игровую форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы (гламур). Модернизм — это экстремистское отрицание мира Модерна (с его позитивизмом и сциентизмом /«научностью»/), а постмодернизм — это неэкстремистское отрицание все того же Модерна. […]

Модерн подобно эквилибристу смешивал классицизм с техногенным конструктивизмом, порой подменяя его последним и таким образом как бы преодолевая эклектичность всей конструкции. Постмодерн склонен к позиции соглашательства и, за неимением весомых аргументов, порой снисходит до мыльных опер с обязательным участием в них «просто Марий» – потребительской формы «унесенных ветром» героических феминисток.
Постмодернизм, отвергая самого Творца, автора и лирического героя, отвергает и присущие им духовные ценности. «Цирк сгорит, и клоуны разбегутся», но на руинах песчаного замка неизбежно возникнет, и уже возникает «новая духовность» и иерархия иных ценностей – пусть даже и не с жестко постулированными приоритетами, – которая вновь сложит в колоду обломки карточных домиков.

[…] Постмодернизм доказывает свою жизненность, помогая воссоединению прошлого культуры с её настоящим.
Отрицая шовинизм и нигилизм авангарда, разнообразие форм, используемых постмодернизмом, подтверждает его готовность к общению, диалогу, к достижению консенсуса с любой культурой, и отрицает любую тотальность в искусстве, что несомненно должно улучшить психологический и творческий климат в обществе и будет способствовать развитию адекватных эпохе форм искусства, благодаря которым «…станут видимы и далекие созвездия будущих культур» (Ф. Ницше). […]

Неправда, что мир «застыл в ожидание на пороге рождения новой эпохи и новой культуры» – многие из адептов прошлых культур давно уже стали ее частью, тогда как ретрограды из карнавального мира то занимаются досужей болтовней, то замирают в позе непонимания.


2. ХЕППЕНИНГ БЕЗ ГРАНИЦ
_______________________________________________________________________________________________________

. . . . . . .

Хоть ночь светла, да лошади упрямы –
а пристяжной, задерживая бег,
все норовит по кочкам, да по ямам
не очень-то надеясь на успех.

Хоть лунный свет неярок и небросок –
он серебрист как папиросный дым .
Припомни, затянувшись папиросой –
ведь был и ты когда-то пристяжным?

Ты помнишь? дом и улицу, и школу –
роняли пух и перья тополя,
и крик галчат – булавочным уколом,
а не ударом острого копья.

И вспомнишь ты такое время ночи,
такой мечты нетронутый уют,
когда сады цикадами стрекочут,
а кузнецы про молодость поют.

Легки шаги и слезы на помине –
скупы слова и кошельки пусты,
стучат часы на мраморе каминной,
а на гладильной морщатся холсты.

За карточным не убыло азарта
и лузы разбивает карамболь,
и ломберный как контурная карта…
– Который час?
Мне отвечают: – Ноль

без десяти…
Но замерли куранты
и шестерни, накапливая вес,
скрипят в ночи как голос обскуранта.
– Который час?
Он отвечает: – Без-с…

Без десяти – мир надвое поделен,
на до и после – отзыв и пароль!

Хохочет шут под маской Асмодея.
– Который час?
Он отвечает: ноль…

Ноль времени! Все стрелки воедино!
Не спят каминные и ходики спешат.
Как Золушка торопится картина
в курзал... и с острия карандаша.
___________________________________
«Поэма Времени»


«Постмодернизм доказывает свою жизненность, помогая воссоединению прошлого культуры
с её настоящим…»

Каузальные связи в поэтике символистов и детерминирующие патерны классического стиля
более не являются обязательным условием в дискурсе постмодерна.

«…и вспомнишь ты такое время ночи,
такой мечты нетронутый уют,
когда сады цикадами стрекочут,
а кузнецы про молодость поют…»

«Нетронутый уют ночи», стрекот цикад и кузнечиков, которые подобно аллегорическим героям
поют: «Мы кузнецы и дух наш молод!» Здесь все подчинено Игре, но правила игры меняются
в ходе разворачивающегося сценического действия.

«За карточным не убыло азарта,
и лузы разбивает карамболь,
и ломберный как контурная карта…
– Который час?
Мне отвечают: – Ноль…»

Детерминирующим началом «становится сам принцип игры», а сопутствующая атрибутика из луз
и ломберного стола не столько подчеркивает игровую иллюзорность происходящего, сколько утверждает
его связь со Временем, Время – это контурная карта событий и действия, игровое поле и система координат.
Оно же и Великий Обскурант, не терпящий возражений:

«без десяти…
Но замерли куранты
и шестерни, накапливая вес,
скрипят в ночи как голос обскуранта.
– Который час?
Он отвечает: – Без-с…
Без десяти – мир надвое поделен,
на до и после – отзыв и пароль!
Хохочет шут под маской Асмодея.
– Который час?
Он отвечает: ноль…
Ноль времени! Все стрелки воедино!
Не спят каминные и ходики спешат.
Как Золушка торопится картина
в курзал… и с острия карандаша».

. . . . . . .

Постмодерн – это комедия положений, мистерия dell'arte, главенство импровизации и сценарий
не подчиненный фиксированному тексту. Со времен Карло Гольдони многое изменилось, –
перформансированная инсталляция персонажей, масок и декораций уступила место хеппенингу без границ:

«Как Золушка торопится картина
в курзал… и с острия карандаша».













.



Об авторе все произведения автора >>>

Олег Павловский Олег Павловский, Санкт-Петербург
Художник, поэт, публицист.
e-mail автора: artchistar@mail.ru

 
Прочитано 1910 раз. Голосов 1. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Михаил Бузин 2014-09-08 09:50:53
Мы с Вами знакомы: я читал Ваши гениальные переводы Шекспировских сонет...но вот как примет почтенная публика постмодернизм? Сомневаюсь...
Ну, дай-то Бог.
 Комментарий автора:
Михаил, почтенная публика вообще мало на что реагирует,
на мои опусы во всяком случае.

Долгалев 2014-09-08 10:52:53
Очень умно написано, но я это прочитал быстрочтением за тридцать секунд... А ведь авторскую мысль можно выразить короче, через спектр красок. Без десяти ноль и ноль - вот она хрипящая смерть, вот чернота, синюшность, некрозность, вот длящееся безвременье... Но когда выстрелил двадцатый век залпом "Авроры"? Так и нам уже недолго ждать, когда смерть станет рождением, синюшность - болезненным розовым цветом надежды и безвременье - новой эпохой. Оптимисты - ау!
 
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Они думали, что победят они, а победим мы - Николай Погребняк
Рассуждая о событиях, описанных в 21 главе 2Цар., я вспомнил, как совсем недавно Западная и Украинская пропаганда расхваливала бронетехнику НАТО. Они надеялись, что мы побежим при одном только виде Западных бронированных махин. Но вышло как раз наоборот.

Освобождние от любого греха, или как сказать греху «нет». - Алексей Краснокутский
Прошу строго не судить моё творчество, мне 14 лет, может и есть какие-то «непонятки», то пишите их в отзывы или на электронную почту. Буду также признателен за ваши оценки. Да благословит вас всех Господь!

Мир на сердце. - Андрей Марченко

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Публицистика :
Христианские афоризмы-27 - Владимир Кодебский

Поэзия :
Рождество - Любовь,Володенко - Бледных

Проза :
Библиотекарь - Alexander Schmidt

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100