Рязань горит. Батыя войны
Взбесившейся реке под стать,
Накатывают словно волны,
Чтоб в ограблении не отстать.
Князь Юрий Федорович схвачен,
Избит и связан порукам.
Был очень дорого оплачен
День поражения, степнякам.
Уже давно плывет повсюду
Молва о князевой жене, —
Ее краса подобна чуду.
Вот и Батый сам на коне
Подъехал к Юрию вплотную,
Не чищенной душой дыша:
«Хочу глядеть жену твою я,
Неужто так и хороша?
А Юрий: «Отойди, собака!
Гнилая черная кишка!» —
«А ты еще и злой, однако, —
Вспылил Батый. — Руби башка!»
Набросились и изрубили,
Чтобы и это зло забыть,
Под ноги бросили кобыльи,
Не труд — плененного убить.
Супруга князя — Евпраксия,
И хороша и молода,
Под сердцем дитятко носила,
А тут такая вот беда:
К Батыю на поглядку кличут,
Который близко — у крыльца.
И сердце женское по-птичьи
Забилось, как в сетях ловца.
По лестнице взвилась под крышу —
Ужасной вестью сражена;
Во всей Рязани нету выше,
Чем этот терем, где она.
Нашлись решение и сила,
И ей судья — Великий Бог...
На землю бросилась, разбилась
У самых у Батыя ног.
* * *
Какой бы ни казалась длинной
Земная наша жизнь, но все ж
Всех не пройти ее тропинок,
И все лучи не соберешь.
На все улыбки не ответишь:
Ни издали, ни сближены.
О, Боже! — хорошо на свете,
Но видно там нужнее мы.
Завидовал всегда я птицам,
Хотя за мною крался страх.
Коль с жизнью суждено проститься,
Простись с улыбкой на глазах.
* * *
В траве цветет цветок лиловый
У луга, где не видно троп;
Нет выпаса здесь для коровы,
И близко не растет укроп.
Здесь много света, даль открыта,
Природа лучше, чем в кино,
Кусты напоминают крылья,
Но улететь им - не дано.
Здесь лжи нет, зависти прогорклой,
А если окрик — птичий крик.
Цветок лиловый на пригорке
Быть незамеченным привык.
* * *
Я каликой перехожим
Брошен в этот странный мир,
Знать которому не мил,
Для других он может строже.
Я умею только петь
И подсчитывать удары
Те, что раздают мне даром,
И давать мне будут впредь.
Может где-нибудь в пути
Занесет меня метелью, —
Будет снег моей постелью...
Господи, меня прости...
* * *
Не нужна мне посмертная слава,
Не нужна мне бронза и медь.
Для стремлений моих — не основа:
Пьедесталисто онеметь.
Мне оставить бы несколько строчек
(Пусть осмеян буду и бит)
Четких, ясных, без заморочек,
Но достойных полезными быть.
Не оставлю — выходит, не вызрел,
И нет смысла — кого-то винить —
Значит, был я случаен в жизни,
Протянул незаметную нить.
Прочитано 1988 раз. Голосов 7. Средняя оценка: 3.29
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
"Мне оставить бы несколько строчек
(Пусть осмеян буду и бит)
Четких, ясных, без заморочек,
Но достойных полезными быть" Очень понравилось. Спасибо. Комментарий автора: Надежда, спасибо за отклик. Всего доброго. С уважением.
Феноменология смеха - 2 - Михаил Пушкарский Надеюсь, что удалось достичь четкости формулировок, психологической ясности и содержательности.
В комментарии хотелось бы поделиться мыслью, которая пришла автору вдогонку, как бонус за энтузиазм.
\\\"Относительно «интеллектуального» юмора, чудачество может быть смешным лишь через инстинкт и эмоцию игрового поведения.
Но… поскольку в человеческом обществе игровое поведение – это признак цивилизации и культуры, это нормальный и необходимый жизненный (психический) тонус человека, то здесь очень важно отметить, что «игра» (эмоция игрового поведения) всегда обуславливает юмористическое восприятие, каким бы интеллектуальным и тонким оно не было. Разве что, чувство (и сам инстинкт игрового поведения) здесь находится под управлением разума, но при любой возможности явить шутку, игровое поведение растормаживается и наполняет чувство настолько, насколько юмористическая ситуация это позволяет. И это одна из главных причин, без которой объяснение юмористического феномена будет по праву оставлять ощущение неполноты.
Более того, можно добавить, что присущее «вольное чудачество» примитивного игрового поведения здесь «интеллектуализируется» в гротескную импровизацию, но также, в адекватном отношении «игры» и «разума». Например, герой одного фильма возвратился с войны и встретился с товарищем. Они, радуясь друг другу, беседуют и шутят.
– Джек! - спрашивает товарищ – ты где потерял ногу?
- Да вот – тот отвечает – утром проснулся, а её уже нет.
В данном диалоге нет умного, тонкого или искрометного юмора. Но он здесь и не обязателен. Здесь атмосфера радости встречи, где главным является духовное переживание и побочно ненавязчивое игровое поведение. А также, нежелание отвечать на данный вопрос культурно парирует его в юморе. И то, что может восприниматься нелепо и абсурдно при серьёзном отношении, будет адекватно (и даже интересно) при игровом (гротеск - это интеллектуальное чудачество)\\\".